Выносливость и способы ее измерения  

Выносливость и способы ее измерения

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Если предложить одно и то же двигательное задание разным людям, признаки утомления у них появятся через разное время. Причиной этого является, очевидно, разный уровень выносливости у этих людей. Выносливостью называется способность противостоять утомлению. При прочих равных условиях у более выносливых людей наступает позже как первая, так и вторая фаза утомления. Основным мерилом выносливости считают время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность двигательного зада­ния (В. С. Фарфель, 1937). Согласно правилу обратимости двигатель­ных заданий, для измерения выносливости можно использовать и другие эргометрические показатели (в соответствии с табл.7).

Однако в этой таблице не указано точно, как определяется интенсивность двигательных заданий: одинаково для всех занимаю­щихся или в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Рассмотрим пример: спортсмены лежа выжимают «до отказа» штангу 50 кг. Если не учитывать уровень их максимальной ( F mm ) силы, то более выносливыми следует считать тех, кто смог поднять штангу большее число раз. Если же учесть, что максимальная сила у одних спортсменов невелика (скажем, 55 кг), а у других намного больше, то ясно, что на полученный результат повлияет не только разный уровень выносливости испытуемых, но и разные силовые возможности. Ус­транить их влияние можно было бы, например, так: предложить всем выжимать штангу, вес которой равен определенному проценту от их максимальной силы (скажем, 50% от F mm ). В первом случае интен­сивность задания уравнивалась в абсолютных единицах (килограммах), во втором — в относительных (в % от R m ).

Рассмотрим другой пример: два спортсмена (условно А и Б) бегут 800 м. Результат А — 2 мин 10 с, Б — 2 мин 12 с. Очевидно, А более вынослив, чем Б. Однако допустим, что А пробегает 100 м за 10,5 с, а Б — лишь за 15,0 с. Если учитывать уровень скорости, которым владеют спортсмены, результат А на 800 м является слабым; время Б, наоборот, надо расценивать как очень хорошее. Таким образом, если не учитывать уровень максимальной скорости спортсменов, то А выносливее, чем Б; если же учесть их скоростные возможности, соотношение меняется: Б будет выносливее, чем А.

В этих примерах видна причина, обусловливающая два типа показателей выносливости — явные и латентные. Явные (используется также термин «абсолютные») — без учета развития силовых или ско­ростных качеств; латентные (говорят еще — относительные) — с уче­том развития названных качеств, когда их влияние каким-либо образом исключается.

Хотя латентных показателей выносливости существует довольно много, в их основе всегда лежит сравнение эргометрических показа­телей в данном двигательном задании с достижением в других заданиях.



Примерами латентных показателей выносливости могут быть:

1. Коэффициент выносливости — отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления какого-либо короткого отрезка (100 м в беге, 50 м в плавании и т. п.): KB = t д , где t эт — время на дистанции (например, 400 м за 48,0 с), t 3 T — лучшее время на коротком («эталонной») отрезке (100 м— 11,0 с). KB = 48,0:11,0 = 4,3636.

2. Запас скорости (по Н. Г. Озолину) — разность между средним временем преодоления эталонного отрезка при прохождении всей ди­станции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости (3 C )= t д: n - t 3 r , где и — число, показывающее, во сколько раз эталонный отрезок меньше всей дистанции (400м : 100 м = 4). Запас скорости =48,0:4—11,0 = 1 с.

Чем меньше запас скорости, тем выше выносливость. С ростом спор­тивной квалификации запас скорости, как правило, уменьшается. Например, у сильнейших бегунов мира на 400 м он равен 0,9—1,0 с, у начинающих — 2—2,5 с. С увеличением дистанции запас скорости также увеличива­ется (рис. 57).

Тренеры в видах спорта цикличе­ского характера должны знать, чему

равны показатели запаса скорости (или другие латентные показатели выносливости) на разных дистанциях у спортсменов разной квалифи­кации, это поможет определять слабые стороны в подготовке своих учеников, видеть, что именно отстает — скорость или выносливость.


0001428346307645.html
0001466503547898.html
    PR.RU™