Почему у нас так мало чего-то по-настоящему великого.

JIM COLLINS

Good to Great

Почему одни компании

совершают прорыв,

а другие нет...

ДЖИМ КОЛЛИНЗ

От хорошего к великому

Оглавление

Предисловие 5

Члены исследовательской группы 5

Предисловие к русскому изданию 7

Глава 1. ХОРОШЕЕ - ВРАГ ВЕЛИКОГО 8

Бесстрашная любознательность 10

Первый этап: Поиск 10

Второй этап: С кем сравнивать? 12

Третий этап: Внутри черного ящика 12

Четвертый этап: От хаоса к концепции 13

Модель "От хорошего к великому" 14

Вневременная «физика» «От хорошего к великому» 15

Примечания к Главе 1 16

Глава 2 РУКОВОДИТЕЛИ 5 УРОВНЯ 18

Не то, чего мы ждали 20

5 уровней иерархии 21

Скромность + воля = 5 уровень 21

Компания - это прежде всего воспитание преемника 23

Скромность украшает 24

Неколебимая решимость... сделать то, что должно быть сделано 25

Окно и зеркало 27

Как достичь 5 уровня 28

Основные выводы 29

Неожиданные выводы 30

Примечания к Главе 2 30

Глава 3 СНАЧАЛА КТО... ЗАТЕМ ЧТО 32

Не «гений с 1000 помощников» 35

Важно, кому вы платите, а не то, как вы платите 36

Строгий, но не безжалостный 38

Как стать строгим 39

«Сначала кто», великие компании, великая жизнь 42

Основные выводы 43

Неожиданные выводы 43

Примечания к Главе 3 43

Глава 4 СМОТРИТЕ СУРОВЫМ ФАКТАМ В ЛИЦО 45

«Факты лучше, чем сны» 47

Атмосфера, в которой правда бывает услышана 49

1. Руководите с помощью вопросов, а не ответов. 50

2. Вовлекая в диалог и спор, избегайте принуждения. 50

3. Производите вскрытие, не устанавливая, кто виноват в смерти. 51

4. Создайте механизм «красных флажков». 51

Неколебимая вера перед лицом суровых фактов 53

Парадокс Стокдейла 54

Основные выводы 56

Неожиданные заключения 56

Примечания к Главе 4 56

Глава 5 «КОНЦЕПЦИЯ ЕЖА», ИЛИ ТРИ ПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ КРУГА 59

Три круга 61

Три круга "концепции ежа" 62

Понимание того, что вы можете (или не можете) делать лучше всех 62

Заглянем в ваш экономический двигатель Что у вас в знаменателе? 65

Понять, к чему вы испытываете настоящую страсть 67

Победа ясного понимания ситуации над бравадой 68

Характеристика Совета 71

Выработка "концепции ежа" Повторяющийся процесс 71

Основные выводы 72

Три круга "концепции ежа" 72

Неожиданные заключения 73

Примечания к Главе 5 73

Глава 6 КУЛЬТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 74

Свобода и ответственность как принцип 76

Полощите творог 77

Культура, а не тирания 79

Фанатичная верность «концепции ежа» 81

Три круга Nucor 83

Перечислите то, что надо перестать делать 84

Основные выводы 85

Неожиданные заключения 85

Примечания к Главе 6 85

Глава 7 ТЕХНОЛОГИИ КАК АКСЕЛЕРАТОРЫ 88

Технологии и «концепция ежа» 89

Технологии — это акселератор, а не причина развития 92

Технологическая ловушка 93

Технологии и страх отстать от других 95

Основные выводы 96

Неожиданные заключения 97

Примечания к Главе 7 97

Глава 8 МАХОВИК И ПОРОЧНЫЙ КРУГ 98

Наращивание потенциала и стремительный рост 99

Не просто удачное стечение обстоятельств 102

Эффект маховика 103

Порочный круг 104

Беспорядочные поглощения 105

Руководители, которые остановили маховик 106

Концепция маховика как обобщающая идея 106



Основные выводы 108

Неожиданные заключения 108

Примечания к Главе 8 109

Глава 9 ОТ «ОТ ХОРОШЕГО К ВЕЛИКОМУ» К «ПОСТРОЕННЫМ НАВЕЧНО» 110

«От хорошего к великому» как первый шаг к «Построенным навечно» 111

Ключевая идеология: дополнительное измерение устойчивого величия 112

Хорошие БИХАГи, плохие БИХАГи и прочие связи между двумя концепциями 115

Три круга "концепции ежа" 117

Зачем становиться великим? 118

Примечания к Главе 9 120

Эпилог 121

Часто задаваемые вопросы 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.А Проект «От хорошего к великому» 124

Отбор компаний, которые добились выдающихся результатов 125

I этап. От полного перечня к списку из 1435 компаний 125

II этап. От 1435 к 126 компаниям 126

III этап. От 126 к 19 компаниям 126

III ЭТАП: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА 127

IV этап. От 19 к 11 компаниям, которые добились выдающихся результатов 129

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.В Проект «От хорошего к великому» Отбор компаний для прямого сравнения 130

Процесс отбора компаний для прямого сравнения 130

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.С Проект «От хорошего к великому» Несостоявшиеся великие компании 132

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.D «От хорошего к великому» Обзор хода исследования 133

КОДИРОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ ПО КАЖДОЙ КОМПАНИИ 133

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ 134

ИНТЕРВЬЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 134

Вопросы интервью 134

ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА 135

Поглощения и продажа подразделений 135

Анализ показателей отрасли 136

Глава компании 136

Система оплаты труда высшего руководства 137

Цели: 138

Роль сокращений 138

Анализ формы собственности 138

Анализ интереса прессы 138

Анализ применяемых технологий 138

ПРИНЦИПЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 138

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.А Главы компаний, выбранные среди сотрудников фирмы, против приглашенных со стороны 139

СВОДНЫЙ АНАЛИЗ 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.А Ранжирование отраслей 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.А Порочный круг в компаниях прямого сравнения 141

Компании прямого сравнения 141

Несостоявшиеся великие компании 142

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.А Примечания 143

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.В Анализ поглощений 145


Заканчивая работу над рукописью, я решил пробежаться по марш­руту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдо­радо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо. Я остановился на вершине, в одном из моих любимых мест, где открывался вид на гор­ную местность, все еще покрытую снегом, и неожиданно в голове у меня возник странный вопрос: за сколько я бы согласился не издавать книгу «От хорошего к великому»?

Это был интересный эксперимент, поскольку я потратил пять лет на работу над проектом и написание книги. Нельзя сказать, что нет такой суммы денег, ради которой я согласился бы похоронить книгу, но когда я мысленно пересек рубеж в сто миллионов долларов, пора было возвра­щаться назад. Даже такой куш не смог бы заставить меня отказаться от проекта. В сердце я - учитель. И поэтому для меня невозможно не поде­литься со студентами всего мира тем, что мы узнали. И во имя духа познания и просвещения я делаю свое дело.

После многих месяцев отшельничества и монашеского уединения я буду рад услышать, что люди считают правильным в этой книге, а что нет. Надеюсь, вы найдете много ценного на ее страницах и сможете при­менить это в своей деятельности, будь то бизнес, работа в социальном секторе или, может, ваша личная жизнь.

Джим Коллинз

jimcollins@aol.com; www.jimcollins.com:

Боулдер, Колорадо, 27 марта 2001

Предисловие

Эта книга посвящается «обезьянкам».

Я люблю вас, всех и каждого.

Я не могу сказать, что эта книга написана Джимом Коллинзом. Без того огромного вклада, который внесли другие люди, книга не появилась бы на свет. Прежде всего, следует отметить членов исследовательской группы. Мне действительно повезло, в моей команде работали выдающиеся люди, отдавав­шие все силы этому проекту. В целом, они наработали около пятнадцати ты­сяч часов, а качество их работы было настолько высоким, что стало образ­цом, на который я сам начал равняться. Когда я работал над книгой, то постоянно думал о трудолюбии членов исследовательской группы, которые посвятили месяцы (а некоторые и годы) этому исследованию. Я представлял, что они заглядывают мне через плечо и что я ответствен перед ними за созда­ние такого труда, который отвечал бы их стандартам и оправдал бы их уси­лия. Я надеюсь, эта работа встретит их одобрение. Вся ответственность за несоблюдение стандартов качества лежит полностью на мне.

Члены исследовательской группы

Брайан Дж. Бэгли (Brian J. Bagley) Скотт Седерберг (Scott Cederberg) Энтони Дж. Чирикос (Anthony/. Chirikos) Дженни Купер (Jenni Cooper) Дьюан К. Даффи (Duane С. Duffy) Эрик Хэйген (Eric Hagen) Мортен Т. Хэнсен (Morten T. Hansen) Лайн Хонанг (Lane Hornung) Кристин Джонс (Christine Jones) Скотт Джонс (Scott Jones) Стефани А. Джадд (Stefanie A. Judd) Брайан К. Ларсеп (Brian С. Larsen) Веийя Ив Ли (Weijia (Eve) Li) Николас М. Осгуд (Nicholas M. Osgood) Вики Мосур Осгуд (Vicki Mosur Osgood) Алисон Сипклэр (Alyson Sinclair) Питер Ван Гендерен (Peter Van Genderen) Пол Вайсман (Paul Weissman) Ли Вилбанкс (Leigh Wilbanks) Амбер Л. Янг (Amber L. Young)

Я хотел бы поблагодарить Дэниса Б. Нока (Denis В. Nock) из бизнес-школы Университета Колорадо, который помог мне набрать в команду лучших студентов. Набор «нужных» людей в команду был тем. самым шагом, который обеспечил успех проекта, и Дэнис играл главную роль в том, чтобы в мою команду попали только выдающиеся люди. В Университете Колорадо я также обязан Кэрол Крисман (Carol Krismann) и сотрудникам библиотеки имени Вильяма М. Байта, которые терпеливо работали с членами исследовательской группы, помогая им собирать необходимую информацию. Я также хотел бы выразить признательность Марте Джо Сани (Martha Jo Sani), Жану Велану (Jean Whelan), Линетт Лейкер (Lynnette Leiker), Бэтти Греб (Betty Grebe) и Дайне Маккей (Dinah McKay).

Я признателен огромному количеству читателей, которые потратили часы на прочтение черновиков и предварительных материалов и представили свои комментарии. Несмотря на то, что их комментарии зачастую были критичны (и всегда полезны), они только укрепили мою веру в потенциал проекта. За открытость и готовность поделиться собственными знаниями и мнением я хотел бы поблагодарить: Керка Арнольда (Kirk Arnold), P. Вэйн Босс (R. Wayne Boss), Наталью Черни-Рока (Natalia Cherney-Roca), Пола М. Коена (Paul M. Cohen), Николь Туми Дэйвис (Nicole Toomey Davis), Эндрю Фенимана (Andrew Fenniman), Кристофера Формана (Christopher Forman), Уильяма К. Гариока (William С. Garriock),Терри Голда (Terry Gold), Эда Гринберга (Ed Greenberg), Вэйна X. Гросса (Wayne H. Gross), Джорджа X. Хейгена (George H. Hagen), Бэки Холл (Becky Hall), Лиз Херон (Liz Heron), Джона Дж. Хилла (John G. НШ), Энн X. Джадд (Ann H. Judd), Роба Кауфмана (Rob Kaufman), Джо Кеннеди (Joe Kennedy), Кейта Кеннеди (Keith Kennedy), Батча Керзнера (Butch Kerzner), Алана Хазея (Alan Khazei), Энн Кнапп (Anne Knapp), Бетину Коски (Betina Koski), Кена Кречмера (Ken Krechmer), аспиранта Барбару Б. Лоутон (Barbara В. Lawton), д-ра Кайла Лефкофа (Kyle Lefkoff), Кевина Мэйни (Kevin Maney), Билла Миллера (ВШМШег), Джозефа П. Модику (Joseph P. Modica),Томаса В. Морриса (Thomas W.Morris), Роберта Мрлика (Robert Mrlik), Джона Т. Майзера( John Т. Myser), Питера Нослера (Peter Nosier), Антонию Озерову (Antonia Ozeroff), Джерри Петерсона (Jerry Peterson), Джима Рейда (Jim Reid), Джеймса Дж. Робба (James J. Robb), Джона Роджерса (John Rogers), Кевина Рамона (Kevin Rumon), Хитер Рейнольде Сагар (Heather Reynolds Sagar), Виктора Санвидо (Victor Sanvido), Мэйсона Д. Шумахера (Mason D. Schumacher), Джеффри Л. Сеглина (Jeffrey L Seglin), Силу Симантоба (Sina Simantob), Орина Смита (Orin Smith), Питера Стаудхаммера (Peter Staudhammer), Рика Стерлинга (Rick Sterling), Тэда Столб ерга (Ted Stolberg), Джеффа Тарра (JeffTarr), Жана Тэйлора (Jean Taylor), Кима Холингсворта Тэйлора (Kim Hollingsworth Taylor), Тома Тирни (Tom Tierney), Джона Витэйла (John Vitale), Дэна Вардропа (Dan Wardrop), Марка X. Уиллиса (Mark H. Willes), Дэвида Л. Витероу (David L. Witherow) и Энтони Р. Ю (Anthony R. Yue).

Нам очень повезло, мы смогли встретиться со многими руководителями компаний, которые участвовали в процессе превращения хороших компаний в великие. Я хотел бы выразить надежду, что для каждого из перечисленных здесь людей книга отражает то, чего им удалось достичь. Поистине, они — невоспетые герои американского бизнеса: Роберт Адерс (Robert Aders), Уильям Ф. Олдинжер III (William F. Aldinger, HI),Ричард Дж. Апперт (Richard }. Appert), Чарльз Дж. Ашауер мл. (Charles J. Aschauer, Jr.), Дик Охтер (Dick Auchter), Дэвид Айкок (H. David Aycock), Джеймс Д. Бенд (James D. Bernd), Даглас М. Бибби (Douglas M. Bibby), Роджер И. Берк (Roger E. Birk), Марк К. Бреславский (Маге С. Breslawsky), Эли Броад (Eli Broad), д-р Чарльз С. Браун (Dr. Charles S. Brown), Уолтер Бракарт (Walter Bruckart), Верной А. Браннер (Vernon A. Brunner), Джеймс И. Кэмпбелл (James E. Campbell), Фред Каннинг (Fred Canning), Джозеф Дж. Сиско (Joseph J. Cisco), Ричард Кули (Richard Cooley), Майкл Дж. Крителли (Michael J. Critelli), Джозеф Ф. Калман третий (Joseph F. Cullman 3rd), Джон А. Дохерти (John A. Doherty), Даглас Д. Дрисдайл (Douglas D. Drysdale), Лиль Эверингэм (Lyle Everingham), Мередит Б. Фишер (Meredith В. Fischer), Пол Н. Фрутт (Paul N. Fruitt), Андреас Гемблер (Andreas Gembler), Милтон Л. Гласе (Milton L. Glass), Джеймс Г. Гросклаус (James G. Grosklaus), Джек Грандхофер (JackGrundhofer),Джордж Б.Харви (George В.Harvey), ДжеймсХерринг (James Herring), Джеймс Д. Хлавачек (James D. Hlavacek), Джин Д. Хоффман (Gene D. Hofrman), Дж. Тимоти Ховард (J.Timothy Howard), Чарльз Д. Хантер (Charles D. Hunter), Ф. Кеннет Иверсон (F. Kenneth Iverson), Джеймс А.Джонсон (James A. Johnson), Л. Дэниэл Джорндт (L. Daniel Jorndt), Роберт Л. Джосс (Robert L. Joss), Артур Йоргенс (Arthur Juergens), Уильям И. Кельви (William E. Kelvie), Линда К. Найт (Linda К. Knight), Гленн С. Крайс (Glenn S. Kraiss), Роберт Дж. Левин (Robert J. Levin), Эдмунд Уотис Литлфилд (Edmund Wattis Littlefield), Дэвид О. Максвелл (David О. Maxwell), Хамиш Максвелл (Hamish Maxwell), Эллен Мерло (Ellen Merlo), Хайман Мэйерс (Hyman Meyers), Арья Миллер (Arjay Miller), Джон Н. Д. Муди (John N. D. Moody), Дэвид Насеф (David Nassef), Фрэнк Ньюман (Frank Newman), Артур С.Нильсен мл.( Arthur С. Nielsenjr.), Джон Д. Онг (John D. Ong), д-р Эмануэль М. Паппер (Dr. Emanuel M. Papper), Ричард Д. Парсонс (Richard D. Parsons), Дервин Филлипс (Derwyn Phillips), Марвин А. Полман (Marvin A. Pohlman), Уильям Д. Пратт (William D. Pratt), Фред Пердью (Fred Purdue), Майкл Дж. Кигли (Michael J. Quigley), Джордж Ратман (George Rathmann), Карл И. Рейхардт (Carl E. Reichardt), Дэниел М. Рексинджер (Daniel M. Rexinger), Билл Ривас (Bill Rivas), Денис Рони (Dennis Roney), Френсис С. Руни мл. (Francis С. Rooney, Jr.), Вэйн Р. Сандерс (Wayne R. Sanders), Роберт А. Шоелхорн (Robert A. Schoellhorn), Бернард X. Семлер (Bernard Н. Semler), Самуэль Сигел (Samuel Siegel),Томас Ф. Скелли (Thomas F. Skelly),Джозеф П. Стиглик (Joseph P. Stiglich), Джозеф Ф.Терли (Joseph F.Turley), Гленн С. Атт мл. (Glenn S. Utt, Jr.), Эдвард Вилануэва (Edward Villanueva),Чарльз P.Уолгрин III (Charles R. Walgreen,III), Чарльз Уолгрин мл. (Charles R. Walgreen, Jr.), Уильям X. Уебб (William H. Webb),Джордж Вайсманн (George Weissman), Блэр Уайт (Blair White), Уильям Уилсон (William Wilson), Алан Л. Вуртзел (Alan L. Wurtzel) и Уильям И. Зиерден (William E. Zierden).

Многие люди, работающие в разных компаниях, здорово помогли нам в организации интервью, сборе документов и прочей необходимой информации. В особенности я хотел бы отметить Дэвида А. Болдуина (David A. Baldwin), Катерин Бэбингтон (Catherine Babington), Эн Фэйхи-Уидмап (Ann Fahey-

Widman) и Мириам Трэнсгруд Уэлти (Miriam Trangsrud Welty) из Abbott Laboratories, Энн М. Коллиер (Ann M. Collier) из Circuit City, Джона П. ДиКуолло (John P. DiQuollo) из Fannie Мае, Дэвида А. Фоша (David A Fausch) и Даниеля М. Фриззи (Danielle M. Frizzi) из Gillette, Тину Бэрри (Tina Barry) за ее помощь в Kimberly-Clark и ее мысли о Дарвине Смите (Darwin Smith), Лизу Кроуч (Lisa Crouch) и Анжи Маккой (Angie McCoy) из Kimberly-Clark, Джека Корнетта (Jack Cornett) из Kroger, Терри С. Лисенби (Terry S. Lisenby) и Корнелию Уэллс (Cornelia Wells) из Nucor, Тимоти А. Сомпольски (Timothy A. Sompolski) и Стивена К. Пэрриша (Steven С. Parrish) из Phillip Morris, Шерил И. Бэттлс (Sheryl Y. Battles) и Диану Л. Руссо (Diana L. Russo) из Pitney Bowes, Томаса Л. Маммозера (Thomas L. Mammoser) и Лори Л. Мейер (Laurie L. Meyer) из Walgreens и Найоми С. Ишида (Naomi S. Ishida) из Wells Fargo.

Я хотел бы особо поблагодарить: Диану Компано Миллер (Diane Compagno Miller) за то, что она помогла открыть двери в Wells Fargo, Джона С. Рида (John S. Reed) за то, что он помог открыть дверь в Philip Morris, Шэрон Л. Вуртзел (Sharon L. Wurtzel) за то, что она помогла открыть дверь в Circuit City, Карла М. Брауера (Carl M. Brauer) за его материалы о Circuit City и предоставленную рукопись, Джеймса Г. Ююусона (James G. Clawson) за его исследования Circuit City, Карен Льюис (Karen Lewis) за ее помощь в работе с архивами Hewlett-Packard, Трейси Рассел (Tracy Russell) и ее коллег в Центре исследования котировок ценных бумаг за их старания и предоставление самой свежей информации, Ника Сагара (Nick Sagar) за важную информацию, Марвина Бресслера (Marvin Bressler) за его знания и мудрость, Брюса Вулперта (Bruce Woolpert) за то, что он помог мне понять концепцию механизмов (и его неизменную поддержку), доктора Джеффри Т. Лафтига (Dr. Jeffrey Т. Luftig) за доступ к его поразительным знаниям, профессора Уильяма Бриггса (William Briggs) за его способность раскладывать комплексные проблемы на простые составляющие, адмирала Стокдейла (Stockdale) за его бесценный вклад, Дженнифер Фьютерник (Jennifer Futernick) за ее вдохновение при создании салона McKinsey, который послужил началом этого проекта, и Билла Миихапа (Bill Meehan) за первую искру.

Я хотел бы отметить Джерри Порраса (Jerry Porras), моего научного руководителя, Питера Гинзберга (Peter Ginsberg), моего литературного агента и надежного соратника в издательском мире, Лису Берковитц (Lisa Berkowitz), которая творит чудеса, и Адриана Закхайма (Adrian Zackheim), который верил в эту книгу и поддерживал ее с того момента, когда услышал о ней.

Я также должен благодарить судьбу за то, что она свела меня с моей женой Джоан Эрнст (Joanne Ernst). Даже после двадцати лет нашего брака она продолжает великолепно справляться с моим слегка нервозным характером и склонностью полностью отдаваться исследованиям, таким как данный проект. Она не только мой самый ценный критик, но и мой самый верный и неизменный союзник. В конечном счете, успех в жизни - это когда супруг или супруга уважает тебя все больше и больше. Исходя из этого, я хотел бы добиться такого же успеха, как она.

Предисловие к русскому изданию

В первом номере журнала «Знание-Сила» за 1988 год была опубли­кована статья А. Ефимова «Элитные группы, их возникновение и эво­люция». Статья замечательна тем, что ее автор-математик показал не толь­ко принципиальную возможность, но и методы построения элитных групп. В зависимости от методов формирования множества, элита мо­жет улучшаться, воспроизводиться, а может деградировать и даже пре­вращаться в «антиэлиту».

Вряд ли Коллинз, автор книги «От хорошего к великому», был зна­ком с содержанием этой статьи. Тем не менее, его книга посвящена тому же, о чем писал Ефимов, но только в бизнесе, а именно: принципам фор­мирования бизнес-элиты.

Всем известна довольно расхожая фраза - «лучшее - враг хороше­го». Коллинз, посвятивший немало лет анализу принципов перехода от хороших показателей к выдающимся, считает наоборот: «хорошее - враг великого». Однако это совсем не эпатаж. Скрупулезный анализ финансо­вой деятельности почти полутора тысяч компаний США и методика их селекции убедят читателя в его правоте.

Коллинз не утверждает, что он обладает универсальным рецептом превращения любой компании в великую. Да и нельзя весь бизнес сде­лать элитным. Бизнес-элита, как лучшая часть бизнеса, всегда будет ос­таваться всего лишь его частью. Однако книга дает представление о том, как при желании и значительных последовательных усилиях можно пре­вратить свое дело в компанию, действительно великую.

Книга Дж. Коллинза - это своего рода энциклопедия удачного биз­неса. Причем автор не просто анализирует его. Он приглашает нас «со­вершить интеллектуальное путешествие, чтобы узнать, что превращает хорошее в великое». Он великодушно преподносит результаты своего исследования, высказывает свои мысли и гипотезы, но просит в то же время думать и не соглашаться.

Исследование Коллинза и его команды ценно тем, что обладает не­малой «добавленной стоимостью». Размышления о роли руководителя, который способен осуществлять преобразования, мысли о том, суще­ствует или нет особая стратегия преобразований, всегда ли успех выдаю­щихся компаний основан на применении новых технологий, существу­ет ли какая-то особая организационная культура в элитном бизнесе, спо­собны обогатить самого придирчивого читателя. Нельзя не упомянуть о приложениях, которые имеют самостоятельную научную ценность. Уве­рен, что многие читатели найдут их бесспорно полезными.

Василий К. Дерманов

Глава 1. ХОРОШЕЕ - ВРАГ ВЕЛИКОГО

Почему умирать так тяжело,

Так это из-за неудовлетворенного любопытства.

Берил Маркхем.

На запад, вслед за ночью.

"That's what makes death so hard -

Unsatisfied curiosity".

Beryl Markham,

West with the Night.1

Хорошее - враг великого.

И это одна из основных причин,

почему у нас так мало чего-то по-настоящему великого.

У нас нет выдающихся школ, в основном потому, что у нас есть шко­лы хорошие. У нас нет великого правительства, в основном потому, что у нас есть хорошее правительство. Немногие люди живут замечательной жизнью, потому что так легко жить просто хорошо. Подавляющее боль­шинство компаний никогда не становятся великими именно потому, что подавляющее большинство из них становятся вполне хорошими, и это их основная проблема.

Для меня это стало очевидным в 1996 за ужином с группой специа­листов по вопросам управления, собравшихся обсудить методы оценки эффективности деятельности организаций. Билл Миихан, глава Сан-Франциского офиса McKinsey & Company[1], наклонился ко мне и сказал доверительно: «Знаете, Джим, нам в McKinsey очень нравится ваша кни­га «Построенные навечно»[2]. Вы и ваш соавтор написали прекрасный, но, к сожалению, совершенно бесполезный труд».

Заинтригованный, я попросил его объяснить.

«Компании, о которых вы написали, всегда были по большой части выдающимися, - сказал он, - у них не было необходимости осуществ­лять переход от хорошего к великому. Их создатели, такие как Дэвид Паккард и Джордж Мерк, предопределили «великий» характер этих ком­паний с самого начала. Но что вы поделаете с теми, кто, прожив полжиз­ни, в одно прекрасное утро вдруг понимает, что создал просто хорошую компанию, но никак не великую?»

Теперь я понимаю, что, сказав «бесполезный», Миихан несколько преувеличивал, добиваясь желаемого эффекта но, по сути, он был прав -по-настоящему великие компании по большей части всегда были тако­выми. И подавляющее большинство хороших компаний оставались именно таковыми - просто хорошими, но не великими. Замечание Миихана, на самом деле, оказалось ценным подарком, поскольку стало тем семенем, из которого вырос вопрос, послуживший основой этой книги, а именно, «может ли хорошая компания стать великой и, если да, то как?». Или болезнь быть «просто хорошей компанией» неизлечима?

Спустя пять лет после того судьбоносного ужина мы можем сказать без всякого сомнения - переход от хорошего к великому действительно (здесь и далее курсив автора) возможен, и нам удалось немало узнать о факторах и условиях, которые необходимы для его осуществления. Что­бы достойно ответить на вызов Билла, моя исследовательская группа и я начали пятилетнее исследование - настоящее путешествие, с целью по­нять механизмы перехода от «хорошего» к «великому».

Концепция проекта схематично показана на графике 1.А.[3] Мы выб­рали именно те компании, которым удалось осуществить переход от хо­роших результатов к выдающимся и сохранять эти высокие результаты в течение, по крайней мере, 15 лет. Мы сравнили показатели деятельно­сти этих компаний с показателями группы тщательно отобранных ком­паний, которым не удалось осуществить подобного перехода или уда­лось, но они не смогли удержаться на этом уровне.[4] Затем мы проанали­зировали те факторы, которые позволили компаниям перейти из разряда «хороших» в разряд «великих» и стали определяющими для их долго­срочного успеха.[5] (См. Таблицу «Проект «От хорошего к великому».)

Те компании, которым удалось перейти из разряда «хороших» в раз­ряд «великих», согласно нашей классификации, и которые мы включи­ли в данное исследование, добились исключительных результатов - сред­няя доходность по акциям этих компаний в течение 15 лет после их преобразования в 6,9 раз выше, чем средний показатель по рынку.2 Срав­ните этот показатель с результатами General Electric (компания, которая в конце XX века, как многие утверждают, имела лучший состав высшего руководства в США), чья доходность по акциям за 15 лет с 1985 по 2000 превысила средний показатель по рынку только в 2,8 раза.3 Более того, если бы вы инвестировали $1 в общий фонд компаний, перешедших из разряда «хороших» в разряд «великих» в 1965, предполагая, что до этого момента доходность по этим акциям была равна средней по рынку, и одновременно инвестировали бы $1 в фонд, который включал бы все акции на рынке[6], ваша инвестиция в компании, осуществившие пе­реход, 1 января 2000 года увеличилась бы в 471 раз, инвестиция в акции всех компаний на рынке увеличилась бы лишь в 56 раз.

Это замечательный результат, но он становится еще более замеча­тельным, если учесть тот факт, что этого добились компании, которые прежде ничем замечательным не отличались. Приведем всего один при­мер: компания Walgreens. Более сорока лет Walgreens ничем особенным не выделялась, ее показатели были более или менее сопоставимы со сред­ними показателями по рынку. Но в 1975, вдруг откуда ни возьмись -хлоп! - акции Walgreens начинают карабкаться выше... и выше... и выше... и выше и продолжают карабкаться по сей день. С 31 декабря 1975 до 1 января 2000 доллар, инвестированный в Walgreens, бил доллар, инвестированный в суперзвезду высоких технологий Intel в два раза, General Electric - почти в пять раз, Coca-Cola - почти в восемь раз и средний показатель по рынку (включая взлет акций биржи NASDAQ в конце 1999) - более, чем в пятнадцать раз.[7]

Показывает средний коэффициент, который для каждой компании =1 на момент трансформации

График 1. В Совокупный возврат на инвестиции $1, Примечание: 1. $1,который был поровну поделен между компаниями в каждой группе, 1 января 1965. 2. Доходность по акциям компаний до момента трансформации была принята равной 1. 3. Совокупная стоимость каждого фонда на 1 января 2000. 4. Реинвестирование динидснтов с поправкой на дробление.

Как же удалось компании, которая так долго ничем особенным не отличалась, превратиться в предприятие, чьи показатели превзошли показатели компаний с лучшими в мире управленческими структурами и менеджерами? И почему Walgreens была способна совершить этот пе­реход, в то время как другие компании в этой же самой отрасли, имея те же самые возможности и ресурсы, как, скажем, Eckerd, не смогли его осу­ществить? Один только этот пример показывает, на чем было сфокуси­ровано наше исследование.

Наше пятилетнее исследование принесло немало интересных резуль­татов, многие из которых оказались довольно неожиданными и вхо­дят в противоречие с расхожим мнением; но особенно один вывод является, на наш взгляд, совершенно исключительным: мы глубоко убеждены, что практически любая организация может кардинально улучшить результаты своей деятельности и, возможно, даже стать великой, если она будет последовательно претворять в жизнь идеи и концепции, открытые в ходе нашего исследования.

Эта книга не о Walgreens как таковой и не о какой-нибудь другой отдельно взятой компании из нашего исследования. Мы искали ответы на вопрос - может ли хорошая компания стать великой компанией и, если да, то как? Ответы непреложные, универсальные, которые могут быть использованы любой организацией.

Эта книга призвана научить читателя тому, чему научились мы сами. Заключительная часть этой главы - рассказ о нашем путешествии, о ме­тодах исследования и некоторых основных выводах. Во второй главе мы с головой погрузимся в анализ основных результатов исследования, начиная с самого провокационного - руководство 5 уровня.


0004968081993977.html
0005021046667716.html
    PR.RU™