Философские категории и универсалии культуры. Основные функции философии.  

Философские категории и универсалии культуры. Основные функции философии.

Категории– наиболее общие понятия, фиксирующие всяческие свойства и отношения. Категории должны быть в меру устойчивы и, в то же время, откликаться на изменения в познании. У каждой школы специфический набор категорий. Примеры категорий: количество, качество, сущность…

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: тезисы статьи «Категории диалектики».

Категории – результат рефлексии (осмысливающего анализа) над другими самыми общими понятиями - мировоззренческими универсалиями илиуниверсалиями культуры (общечеловеческими, присущими данной эпохе, групповыми или личными). Философия вообще имеет дело не столько с предметами, сколько с универсалиями культуры, систематизируя и обобщая их до общечеловеческого. И даже выступает наукой о возможных мирах, чем и готовит нас к «любым переменам».

Универсалии культуры помогают селекционировать (отбирать) нужные знания, образуют костяк (структуру познания), вокруг которого выстраивается образ мира. Примеры универсалий: бытие, время, человек, свобода.

ВНИМАНИЕ: Если кого-то заинтересует: 1) Не являются ли «универсалии культуры» измышлениями авторов? и 2) Видел ли эти универсалии хоть кто-нибудь? То следует отвечать: «Нет, не являются!» и «Да, но не видел, а умозрил». На уточняющий вопрос: «Откуда ж они взялись?» – нужно ответить «От дяди Стёпина В.С. – видного всесоюзного академика от философии из Беларуси!». Осталось, впрочем, не выясненным, являются ли «универсалии культуры» философской категорией, и если да, то результатом рефлексии над какими универсалиями культуры? Вероятно, над всеми сразу…

Основные функции философии:

- мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

- методологическая (посвящает в методику мышления, теоретической деятельности); ВНИМАНИЕ: Этот пункт особо близок и дорог нашим авторам, как направление их собственной «философской» специализации. Поэтому именно здесь доказывается, что философия важна для всех, как бык-производитель «эвристических идей» (открытий) в других науках, третейский судья между враждующими гипотезами, пограничник-таможенник на границах духовной культуры, решающий «пущать – не пущать». Любые сомнения в реальном исполнении указанных функций для экзаменуемого чреваты негативными последствиями.

- оценочно-критическая. ВНИМАНИЕ:Если кому-то показалось, что и мировоззренческая, и методологическая функции уже содержали в себе «критику-оценку», а этот пункт лишь подпункт двух предыдущих пунктов – боритесь с собой, дабы не смущать экзаменатора собственным «многоумием».

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вторую часть вопроса № 3 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Предмет философии и ее социокультурные функции».


0007588531816967.html
0007617549633480.html
    PR.RU™